Женщина начальник (истории женщин)

Женщина - начальник в наше время не редкость. Более того, это почти норма жизни... Если речь идет о женском или, по крайней мере, смешанном коллективе. А вот если ты умудришься возглавить мужскую команду, все удивятся. Некоторые даже возмутятся. И не исключено, попытаются тебя свергнуть.
Екатерина 25 лет
Технический менеджер
У меня 15 мужчин. В подчинении. Начинала я свою карьеру секретарем, работала исключительно ради денег и терпеть не могла рыться во всяких бумагах. А четыре года назад я попала в фирму, которая занимается ремонтом бытовой техники. С техникой у меня особых проблем никогда не было. Мой отец вечно что-то паял, чинил, увлекался радиоэлектроникой. Так что еще с детства я представляла себе, как и что устроено, и не боялась разбирать все до винтика. Взлет по карьерной лестнице получился стремительным. Я довольно скоро стала секретарем, курирующим все наши офисы, затем — менеджером, а потом и старшим менеджером сервисного центра. Я не стремилась стать начальником. Но мой предшественник уволился, и большой босс бросил меня на эту должность, как котенка в воду. Сказал: "Хочешь, не хочешь, а больше некому!" Ночь накануне своего первого рабочего дня в новой должности я не спала. Как представлю, что завтра буду командовать дядьками, которым по 40-45 лет, так в пот бросает. Хороню еще, меня почти никто из них в роли секретаря не видел, а то вообще, наверное, не восприняли бы всерьез.
Мне повезло: открытого противостояния у нас не было, они смирились. Или делали вид, что смирились. Я самоутверждалась, муштруя младших сотрудников и доказывая, что досконально разбираюсь во всех технических вопросах. Я знаю, как называется та или иная деталь, что сломалось и как быстро можно устранить поломку. Со временем мои подчиненные поняли, что я технику чувствую ничуть не хуже, чем любой из них. По крайней мере, они знают, что меня не проведешь.
Помимо того что я распределяю работу и контролирую ее выполнение подчиненными, я еще общаюсь с другими директорами, а они тоже мужчины. Пытаются, конечно, сначала демонстрировать снисходительно-покровительственное отношение, но очень быстро меняют тон. А тут как-то поехали мы играть в пейнтбол. Меня ребята пристрелили очень быстро, без всяких там скидок. Извинялись потом долго. Я простила, незлопамятная, чего уж там.
Ольга 35 лет
Директор фабрики
В детстве я мечтала стать разведчицей, потому что мой папа был разведчиком. Когда мне было четыре года, он погиб при загадочных обстоятельствах. Когда мне было двенадцать, умерла от рака мама. Жили мы с бабушкой и дедушкой. От последних лет детства в воспоминаниях осталась лишь тоска по сладостям: хочется, но недоступно. С тринадцати лет я пела в хоре Елоховского собора в Москве. Начала рисовать, но художником не стала. Чтобы оправдать свою детскую мечту, поступила в Академию ФСБ и стала учиться на переводчика. С первой стипендии, четко помню, я купила батон колбасы и персики.
На втором курсе вышла замуж за однокурсника, а после четвертого родила сына. Пришлось давать уроки английского, чтобы заработать на няню и нормально доучиться. Окончила вуз с красным дипломом. А после учебы я... не стала разведчицей! Уволилась из ФСБ "по состоянию здоровья" и пошла, работать секретарем на совместное российско-итальянское предприятие, которое занималось телекоммуникациями. Иначе мы бы, наверное, не выжили: кризис и инфляция съедали практически всю нашу офицерскую зарплату. Муж остался служить Родине.
Я довольно быстро доросла до специалиста коммерческого отдела. А потом перешла работать на мебельную фабрику — уже начальником отдела. Однажды директор заболел и мне пришлось "исполнять обязанности"... Вообще удивительно, что все это как-то работало: такой хаос творился в бумагах и в делах! Кое-как разобралась, за две недели выпустила 40 приказов. Хоть сама стала понимать, кто за что отвечает... И тут мне объявляют, что кресло начальника остается за мной. Так что бояться перед вступлением в должность было некогда. Впервые стало страшно, когда на заводе назрел бунт против босса-итальянца. Одно дело командовать в офисе, а другое — пойти в цех, где 140 мужиков, все старше тебя, опытнее и настроены весьма революционно. Я оказалась между двух огней: и народ надо успокоить, и итальянца спасти. Нашлись какие-то слова, смогла убедить тогда коллектив, что мы делаем одно общее дело, что многое можно исправить, что нужно работать дальше. Итальянца не побили, конфликт - был погашен. Тогда я, наверное, и осознала себя начальником...
Опыт секретарской работы мне здорово пригодился: в свое время я переводила на русский язык много технической документации — так что шуруп от шайбы-гровера отличаю. Я довольно легко "въехала" в мебельный бизнес, а мои подчиненные поняли, что мне можно доверять. А мужчины-подчиненные — это даже хорошо: на работе они думают только о работе и не плетут интриг.
Вера 23 года
Програмист
В моей профессии женщины в принципе редкость. И в институте, и по работе я в основном общалась с мужчинами. С ними и начинала интересный проект, но была в роли подчиненной. И вдруг наш начальник уезжает в Ирландию. Он решил там поработать, а может, и остаться навсегда. Исполнять свои обязанности на время отсутствия (а может, и навсегда) он оставил меня.
В подчинении у меня оказалось 6 человек. Но это ничуть не лучше, чем сотня. Тут же к каждому индивидуальный подход нужен! Говорят, что мужчины не плетут интриг. Еще как плетут - это я точно знаю! Один мой коллега не скрывал, что сам хотел стать начальником. Другой вроде обрадовался моему назначению. Остальные восприняли все как должное: выдвинул мою кандидатуру сам отбывший шеф, дело наше развивается неплохо, я в нем разбираюсь... Я, конечно, чувствовала, что кое-кто обиду затаил, но не придавала этому значения.
А потом до меня стала доходить информация, что человек, претендовавший на мою должность, и коллега, который больше всех радовался моему назначению, регулярно поднимают в офисе тему "женщина — не лидер". Буквально революцию в фирме затевают. Мне было больно и обидно. Да и самооценка в такие моменты здорово страдает. Потом успокоилась немного, подумала... Ответных мер принимать не стала, просто сделала свои выводы и приняла к сведению, что улыбки не всегда бывают искренними.
Моего главного оппонента мы со" временем все-таки уволили. Не по моей инициативе - просто он подставил весь коллектив. Но я, если честно, порадовалась, что справедливость восторжествовала...
А через полгода вернулся наш начальник: что-то у него там за границей не заладилось. Как только он приехал, все почувствовали, что вернулся настоящий босс. И это было правильно - и с юридической, и с моральной точки зрения. Но я, наверное, все-таки немного жалею, что теперь уже не главная.
